г. Новосибирск

Ваш город
Новосибирск?

От выбранного города зависит способ доставки

г. Новосибирск
ул. Сибиряков-Гвардейцев, д. 51/5

г. Нижний-Новгород
ул. Чаадаева, д. 2м

Антифриз – история создания охлаждающих жидкостей

Антифриз – история создания охлаждающих жидкостей

08-09-2020 81572

    С появлением двигателей внутреннего сгорания (ДВС) и построения на их базе автомобилей, самолетов и прочей движущейся техники вопрос охлаждения силовой установки стал ребром.
    Воздушное охлаждение теряло эффективность из-за стремительного роста мощности и оборотистости моторов, хотя конструкторы до конца поддерживали его актуальность различными ухищрениями. Достаточно вспомнить звездообразное расположение цилиндров у некоторых моделей самолетов II мировой войны, не говоря уже о несправедливо осмеянном «ушастом» – с воздухозаборниками, напоминающими уши – «Запорожце», который и по сей день весьма удачно бороздит просторы постсоветского пространства.

Зачем нужны охлаждающие ДВС жидкости

    Возникла задача эффективного охлаждения ДВС средствами максимально дешевыми, повсеместно доступными и, что важнее всего, незамерзающими при отрицательных температурах.
    Для выполнения первого условия оптимально подходила вода, имеющая наивысшую теплоемкость среди всех природных веществ на планете.
    Второй критерий также соблюдался – ее можно зачерпнуть из любого ближайшего водоема, на худой конец – из достаточно чистой лужи.
    Но вода замерзает, становясь льдом, существенно расширяющимся и разрушающим узлы двигателя.

    Водители южных широт и средней полосы выходили из положения, сливая воду на время простоя автомобиля и наполняя систему перед запуском мотора (многие до сих пор практикуют такой подход, не тратясь на антифриз).
    Когда же речь идет о действительно низких температурах, Сибирь, Крайний Север, к примеру, этот способ неприменим – вода замерзает очень быстро. Помимо этого, мгновенный запуск двигателя также невозможен, что, понятно, недопустимо в армии или службах оперативного реагирования, например.
    Необходимость создания «незамерзайки» налицо и решением проблемы люди занялись уже очень давно.

История возникновения низкозамерзающих охлаждающих жидкостей

    Первая относительно удачная попытка добавить в воду хоть что-нибудь относится к 20-м годам прошлого века. Тогда ее разбавили глицерином в отношении примерно 1/3 и назвали - Антифризом. Дословный перевод с английского слова antifreeze означает что-то вроде «против образования льда».
    Действительно, вещество замерзало лишь при -40 оС, но было очень вязким, подобно киселю. Для его разжижения экспериментировали с добавками этанола метанола и присадками различных солей.

    От первого антифриза пришлось быстро отказаться. Он, в зависимости от состава добавок, был либо психотропом, либо откровенным ядом.
    Уже к 1937 даже начинающий развитие СССР полностью перевел все свои ДВС на жидкости с этиленгликолем, разумеется, продолжая использовать чистую воду по мере возможностей.
    Антифриз с этим двухатомным спиртом выпускался в двух вариантах с температурой замерзания -45 и -65 оС. Проблему токсичности жидкости решить полностью не удалось, но Арктику и Антарктику осваивать было нужно.

    В Союзе жидкость собственного производства стали называть ТОСол в противопоставление импортному антифризу. Аббревиатура расшифровывается «Технология Органического Синтеза» с добавлением принятой в отечественной промышленности приставки «ол» для идентификации спиртов.
    Эти незамерзайки отличались по цвету, в зависимости от температуры замерзания. Их промышленное производство было налажено в 1971 специально под продукцию нового завода ВАЗ. Основное отличие иностранных антифризов от отечественных заключается лишь в количестве и составе применяемых присадок. В принципе, это равноценные продукты.

Дальнейшая эволюция антифризов

    Расход на километр (тысячу) самого антифриза, его токсичность, мера негативного воздействия на охлаждающий тракт и многие другие параметры вещества до сих пор нуждаются в улучшении. Поэтому эксперименты по созданию новых охлаждающих жидкостей не прекращаются. Каждый производитель предлагает на рынке различные технологии, декларируя их безупречность.
    Среди наиболее известных технологий производства антифризов следует выделить следующие:

  1. Карбоксилатные. Как следует из названия, представляют собой сложные углеродсодержащие кислоты и начали усиленно разрабатываться с начала 90-х. Отличительной особенностью этих присадок является минимальное образование пленки накипи в местах тракта охлаждения, неимеющих дефектов. Напротив, на поврежденных коррозией участках образуется защитный слой, предотвращающий разрушение металла, улучшая тем самым охлаждение мотора.
     
  2. Гибридные. Наличие неорганических добавок на основе кремния, фосфора и других веществ выделяет гибридные охлаждающие жидкости в отдельную группу. Отличаются предельно малой толщиной защитной пленки.

И в заключение

    Современный антифриз играет огромную роль в охлаждении, без которого невозможно нормальное и комфортное функционирование технических систем.
    Отсюда покупка антифриза – важная задача для предотвращения поломок и больших финансовых затрат при проведении ремонтных работ. На протяжении всей истории антифриз прошел длительный путь развития и совершенствования.

Компания АльфаХим следует современным технологиям и требованиям, наша продукция предлагает широкую линейку охлаждающих жидкостей.